Защита автомобиля керамическим покрытием – работает или нет?

Защита автомобиля керамическим покрытием – работает или нет?

Защита автомобиля керамическим покрытием – работает или нет?

Быть может, среди автовладельцев еще осталось несколько человек, которые не спешат защитить и улучшить вид своего любимца с помощью «нанокерамики»? Если таковые найдутся, то оправданием им будет ненайденный ответ на вопрос – так ли нужна эта защита? И они правы! Удивляет сама постановка вопроса – защита лакокрасочного покрытия автомобиля. Т.е. лакокрасочное покрытие, призванное защищать кузов вашего автомобиля и радовать глаз, само нуждается в защите? Это как танк, которому перед боем сверху надевают еще одну броню. Почему же на заводе его сделали таким незащищенным? А вот почему.

Главная проблема ЛКП автомобиля – на нем все хотят сэкономить

Покупая новенький автомобиль, счастливый человек фокусируется на его преимуществах, полезных для себя возможностях, внешнем виде и даже комфорте. Это логично и оправдано, ведь за все это он платит деньги. К сожалению, то ли стараниями СМИ, то ли в силу волнительности момента, в тени остается суровый факт – этот автомобиль придуман, спроектирован и изготовлен с одной единственной целью – принести прибыль его производителю.
Лак и краска, которыми на заводе опрыскивают автомобиль, также полностью подчиняются задаче максимизации дохода бренда. Значит, окрашен ваш автомобиль будет по минимуму: минимальным слоем, максимально быстро, в максимально недорогую краску, насколько это возможно. Согласитесь, в этом есть логика – ведь по статистике первый владелец продаст свой автомобиль задолго до того, как начнутся проблемы с коррозией – т.е. наступит гарантийный случай. Значит, не нужно на заводе делать лишнюю работу, ЛКП и так выдержит заветные 3 года. Если не отвалится. А отвалится – так по гарантии дилер перекрасит элемент, была у клиента машина с проплешинами, а после «малярки» будет разноцветной. Не скучно!
Прямым следствием данной заводской экономии и минимизации ЛКП является неприспособленность заводской краски бюджетных (и не только!) автомобилей к нашим, российским реалиям. Наверное, где-там, на просторах солнечной Калифорнии единственной проблемой является стойкость темных автомобилей к солнечным лучам.

Полировка автомобиля grade

У нас, в РФ, краска должна противостоять сразу всем неблагоприятным факторам:
– царапинам от сметающей снег щетки, от веток и кустов, от птичьих когтей и т.д.;
– легким касаниям в «парковочных маневрах»;
– помутнению от воздействия жидкостей и составов для борьбы со льдом;
– разрушению, сколам и трещинам от ударного воздействия соседа по парковке, камня из под колеса, женских каблуков и т.д.;
– абразивному воздействию в процессе движении по загрязненным, запыленным дорогам с большим содержанием микрочастиц;
– биологическим атакам в виде помета птиц, сока растений.
Должна, но не справляется! Особенно на «иномарках» российского производства.
Поэтому передавая вам ключи, дилер заботливо предложит подумать о дополнительной защите ЛКП, ведь на заводе об этом думали, вероятно, лишь в обеденной перерыв, да и то – сразу забыли.

От воска к нано-покрытию

Хорошо помню картинку из детства – папа заботливо натирает «жигули» полиролью и объясняет мне: чтобы вода не задерживалась, чтобы грязь не приставала. Так было раза два в год – весной и осенью. А когда перед продажей машину хорошенько мыли, она представала во всей красе, краска – как новенькая! Я этот эффект хорошо запомнил и позже свои машины тоже иногда натирал. Правда, не особо задумываясь – что за полироль в руках, какие у нее свойства. Главное, что б не сильно дорого. С тех пор минуло лет 20, времена изменились. Изменилась и защитная «автохимия».
Что такое автовоск? Спрос рождает предложение, это известная и справедливая формула. Однако, на заре автомобилизации не существовало никакой специальной «косметики» для автомобиля. Использовали самый обычный пчелиный воск. Слой воска превосходно защищает краску автомобиля от грязи, успешно отталкивает влагу, в принципе, даже способен уменьшить воздействие частичек песка и мелких веточек. При этом достаточно долго удерживается на кузове. Недостатки тоже есть – воск очень сложно равномерно распределить тонким слоем, кроме того, поскольку воск продукт «натуральный», он достаточно дорог. Поэтому достаточно быстро воск стали смешивать с другими веществами, потом изобрели искусственный воск, а затем наступила промышленная химическая революция и наряду с автовоском – чаще вместо него – стали применять полностью синтетические защитно-полировочные препараты – полироли и защитные составы.
По большому счету, задач у любой полироли или воска две – придать глубокий блеск автомобилю и создать защитную пленку, отталкивающую воду и защищающую от УФ-лучей, а также отделяющую дорожную грязь, птичий помет, сок растений непосредственно от краски. Попутно авто воск выполняет роль заполнителя микротрещин и других дефектов ЛКП подержанного автомобиля.
Справляются ли с этими задачами современные полироли? Да, безусловно. Причем, некоторые недорогие препараты делают это лучше, чем более брендовые и дорогие.
По сложности применения (и типу нанесения) все полироли можно разделить на три группы: аэрозоли, кремообразные и твердые пасты.
По составу полироли условно разделяют на: синтетические, восковые и абразивные. Абразивные служат для легкой полировки ЛКП автомобиля, остальные – только для придания блеска и защиты от неблагоприятных химико-биологических факторов внешней среды.
Синтетические полироли, точнее, препараты, можно условно разделить на силиконовые, полимерные и очистители-восстановители.
Силиконовые полироли являются в меньшей степени полиролями, а в большей – создают тонкую водоотталкивающую пленку, возможно, с незначительным эффектом «глубокого» цвета.
Полимерные препараты без преувеличения можно отнести к защитным полиролям. Благодаря сложному, иногда многокомпонентному составу эти препараты эффективно защищают ЛКП от агрессивного химического и биологического воздействия внешней среды, а некоторые составы способны противостоять даже незначительным механическим факторам.
Далее речь пойдет об относительно новых многокомпонентных защитных препаратах, получивших условное название «керамическое» покрытие ЛКП автомобиля.

защитное покрытие кузова автомобиля

Керамические составы для защиты ЛКП автомобиля

Данный тип защитных препаратов появился исключительно на волне растущего спроса на эффектный блеск автомобилей преимущественно темных цветов – так называемое «черное зеркало» или зеркальный блеск. Поскольку зачастую основой для этой автохимии является диоксид кремния, то дополнительным, а иногда и основным рекламным слоганом, является относительная прочность и долговечность данного покрытия. Как же достичь этого эффекта?

Кремнезём, кварц, кварцевое стекло или жидкое стекло – можно ли «песком» защитить ЛКП?

Если честно, мне пока не удалось «раскопать» все факты о том, кто и когда изобрел «керамический» состав для автозащиты. Ясно, что это были довольно серьезные исследования ученых-химиков. В итоге родился жидкий состав на основе декаметилциклопентасилоксана. Этого вещества в смеси больше половины массовой доли. Жидкость содержит силиконовую основу и слабо окисляется на воздухе – т.е. препарат получился стойкий, сохраняет свои свойства надолго.
Помимо декаметилциклопентасилоксана, в состав «нанокерамики» и «жидкого стекла» входит алкоксисилан (около 15%). Это вещество успешно создает защитную пленку при своей полимеризации – ведь именно этого мы и ждем от защиты!
Также препарат содержит раствор оксида титана, который придаёт полимеризованному составу жёсткость. Кроме того, найдутся в составе ПАВы –поверхностно-активные вещества, задача которых состоит в очищении поверхности лакокрасочного покрытия от мельчайших инородных частиц.
Выше была описана основа «нанокерамики». Понятно, что производители могут добавлять в готовый препарат различные добавки, направленные на усиление тех или иных характеристик материала.
Например, полиуретан и изоционат помогают получить более высокий уровень прочности и эластичности защитного покрытия.
Какие итоговые (и ожидаемые) свойства может получить коммерческое покрытие на основе такого «коктейля»?
• Придает ЛКП автомобиля заметный блеск, вплоть до возможности получения зеркального эффекта на поверхности кузова темных автомобилей;
• Создает на ЛКП машины водостойкий и грязеотталкивающий слой (грязь буквально скатывается с кузова);
• Защищает цвет кузова от выгорания и выцветания, отражая ультрафиолетовые лучи от краски;
• Защищает ЛКП от химически- и биологически- активных веществ;
• Предположительно защищает ЛКП автомобиля от воздействия веток и мелких камешков благодаря прочности покрытия.

Будем честны: «керамическое» покрытие существует и работает, но …

А где же ложка дёгтя, спросите вы? И будете правы – при всех плюсах у «нанокерамики» есть один огромный минус – реклама. Из-за рекламы цена препарата и услуги по его нанесению стала слишком высокой. Из-за недобросовестной рекламы покупатели испытывают разочарование – им обещали золотые горы, а получилась лишь серебряная табакерка. Похоже, нужно расставить точки и предостеречь от неоправданных ожиданий.
Керамика, нанокерамика и жидкое стекло — это неправильные названия кварцевой защиты на основе D5.
Однокомпонентные защитные покрытия нужно наносить только в один слой. Многокомпонентные защитные составы могут иметь два слоя. Никаких 3 и 5 и 9 слоев быть не может. Если вам предлагают подобное – вас обманывают.
Твердость защитных покрытий, вопреки рекламе, оценивается не по шкале Мооса, а по шкале Pencil Hardness Scale – ровно так оцениваются обычные графитовые карандаши.

Pencil Hardness Scale - Шкала твердости карандашей

Pencil Hardness Scale — Шкала твердости карандашей

Влад Злобин